Обновлено: 12.02.2025

Инкотермс 2010: комментарии, изменения и применение в контракте



Что такое Инкотермс 2010?

Инкотермс 2010 с комментариями – это международные правила, регулирующие условия поставок товаров. Они определяют обязанности продавца и покупателя, а также моменты перехода рисков и расходов.

Инкотермс (International Commercial Terms) были разработаны Международной торговой палатой (ICC) для упрощения внешнеэкономической деятельности. Их основные функции:
- Установление четких границ ответственности сторон.
- Исключение двусмысленности в договорных обязательствах.
- Унификация торговых терминов в международной торговле.

Основные изменения в Инкотермс 2010

Инкотермс 2010 заменили предыдущую редакцию 2000 года. Среди ключевых изменений:
1. Сокращение числа терминов – вместо 13 правил осталось 11.
2. Введение двух новых категорий – условия делятся на:
- Правила для любого вида транспорта (EXW, FCA, CPT, CIP, DAT, DAP, DDP).
- Правила для морского и внутреннего водного транспорта (FAS, FOB, CFR, CIF).
3. Добавлены два новых термина:
- DAT (Delivered at Terminal) – поставка на терминал.
- DAP (Delivered at Place) – поставка в указанное место.
4. Обновлены страховые обязательства – в условиях CIF и CIP установлено минимальное страховое покрытие.

"Инкотермс – это не международное законодательство, а только рекомендации, облегчающие заключение контрактов между компаниями."

Разбор популярных терминов Инкотермс 2010

EXW (Ex Works – франко-завод)

Продавец предоставляет товар на своем предприятии, а покупатель берет на себя все расходы и риски, связанные с транспортировкой.

FOB (Free On Board – свободно на борту)

Продавец отвечает за погрузку товара на судно. Все последующие расходы и риски переходят к покупателю.

CIF (Cost, Insurance and Freight – стоимость, страхование и фрахт)

Продавец несет расходы по доставке и страхованию до порта назначения, но риски переходят на покупателя в момент погрузки.

Как применять Инкотермс 2010 в контракте?

  1. Четко укажите условия поставки (например, "FOB, порт Шанхай, Инкотермс 2010").
  2. Определите ответственность сторон (кто оплачивает перевозку, страховку, таможенные пошлины).
  3. Учитывайте специфику транспорта – для авиа- и железнодорожных перевозок лучше использовать FCA, а для морских – FOB или CIF.
  4. Консультируйтесь с юристами – Инкотермс не заменяют национальное законодательство.

Заключение

Инкотермс 2010 с комментариями позволяют четко структурировать обязанности сторон в международной торговле. Знание этих правил помогает избежать недоразумений, финансовых потерь и юридических рисков.